Влияние истории йоги на вашу практику
История йоги так же увлекательна, как и таинственна, и играет огромную роль в развитии йоги, которую мы знаем и любим в настоящее время. Йога впервые появилась в священных текстах Ригведы более 5000 лет назад и с тех пор многому нас научила.
«Люди без знания своей прошлой истории, происхождения и культуры подобны дереву без корней»
Маркус Гарви
Краткая история йоги
Согласно «Йога-сутрам Патанджали», первое свидетельство йогической деятельности проявляется в виде резных каменных табличек. Они были найдены в руинах древнего города Хараппа, около 3000-1900 гг. до н.э., в том месте, что сейчас является Восточным Пакистаном.
Каменные таблички из Хараппы содержат различные изображения, и одно изображение — силуэт в сидячей позе медитации. Это говорит о том, что йогические практики уже существовали, когда создавались эти таблички! Эти таблички происходят из ведического периода Индии и сопровождаются более поздними религиозными текстами Вед, около 1700-1100 гг. до н.э.
Веды
Возможно, вы еще ничего не слышали о Ригведе. Написанная полностью на санскрите, это самая большая из нескольких сборников гимнов, которые составляют Веды. Они были составлены в Индии около 1500 г. до н.э. Другие священные тексты, такие как Упанишады, содержат объяснения медитативных техник йоги, составлены они примерно в 900 г. до н.э.
Введение в Астрологию Индии описывает, как эти дисциплины преподавались традиционно (и все еще преподаются сегодня). Через «устную передачу, через запоминание, просодическое чтение и обсуждение». В такой устной традиции вы действительно можете увидеть важность отношений между гуру и учеником.
Другие классические тексты в истории йоги
Забегая на 500 столетий вперед в истории йоги, мы приходим к Бхагавад-гите. Этот текст описывает разговор между Кришной и Арджуной перед эпической битвой.
Около 200 г. н.э. были созданы Йога Сутры Патанджали. Без квалифицированного учителя, объясняющего их, Йога-сутры могут быть трудными для понимания. Вероятно, сутры были составлены в соответствии с традицией гуру, направляющего ученика.
Средневековые корни хатха-йоги
Спустя более 1000 лет после Йога Сутры Патанджали появляется Хатха Йога Прадипика. В этом руководстве Свами Сватмарамы подробно рассказывается о нескольких асанах и нескольких пранаямах, мудрах и бандхах, приписываемых изначальному гуру Шри Адинатху (Шиве).
История йоги: отношения гуру-ученик
В истории йоги невозможно нивелировать отношения гуру-ученик. Ведь без гуру не может существовать учеников. Прямая передача знаний и техники от учителя к ученику имеет решающее значение для истории йоги, потому что:
- хатха-йогу нельзя изучать только из книг или видео;
- многие аспекты йоги должны сопровождаться руководством квалифицированного учителя;
- книга не сможет исправить ваше неверное истолкование того, что написано в ней. Так же, как видео не сможет исправить или помочь технике выполнения вашей асаны.
Выдающийся священный текст Индии Бхагавад-гита (400 г. до н.э.), является фантастическим примером этих отношений. В «Бхагавад-гите» Кришна играет роль гуру для своего ученика Арджуны и направляет его через поле битвы жизни и духовности.
Познакомьтесь с выдающимся гуру Шри Тирумалай Кришнамачарья
Шри Т. Кришнамачарья (1888-1989) считается источником вестернизированной йоги. Кришнамачарья провел семь лет со своим гуру хатха-йоги Рама Моханом Брахмачари, изучая традиционные методы, асаны и пранаямы.
Кришнамачарья стал гуру хатха-йоги для некоторых из самых известных учителей XX века. Среди его учеников были Б. К. Айенгар, Паттабхи Джойс, Т. К. В. Десикачар, А. Г. Мохан и Индра Деви.
Отдавая должное Учителю
Вы можете заметить, что многие йогические тексты имеют посвящения в начале. Свами Сватмарама отдает дань уважения учителям и мастерам, которые предстали перед ним в начале Хатха йоги прадипика, закладывая основу для других современных текстов.
Следуя этому примеру, Б.К.С. Айенгар начинает «Свет жизни: йога» с посвящения своему гуру, Шри Тирумалай Кришнамачарье. За этим посвящением следуют молитвы Патанджали.
Почему история йоги имеет значение
Когда мы проводим время, за изучением своего места в истории йоги, мы ценим практику намного больше. Мы исследуем различные виды йоги, их происхождение и почему один стиль или учитель может быть лучше, чем другой.
Все духовные традиции развиваются, чтобы соответствовать нынешней эпохе, но это не значит, что мы должны отвергать прошлое. Мы должны использовать прошлое, чтобы лучше понять учения йоги сегодня.
В конце концов, помните, йога — невероятно личная практика. При выборе студии йоги, учителя, программы подготовки учителей
или духовного гуру важно учитывать:
- Что или кто оказывает основное влияние на их практику?
- Какой традиции они придерживаются?
- «Резонирует» ли этот учитель, программа или студия со мной?
Если студия или учитель не «резонируют» с вами, либо дайте время, либо попробуйте что-нибудь еще. Не расстраивайтесь, если не сразу найдете нужное место. Как говорят йоги: «Когда вы будете готовы, появится учитель».